Операторы присваивания, как следует из названия, присваивают некой переменной (некая величина, которая может изменяться в процессе работы программы). Для нее должен быть заданы имя, тип и значение. Имя и тип задаются после ключевого слова "var" до первого "begin'a". Что бы присвоить переменной значение, используется конструкция ":=".
Например, код :
<pre>
var
i: integer;
begin
i := 10;
end.
</pre>
Присвоит переменной "i", которая в начальный момент времени не имеет значения число 10. Заметим, что присваиваемое значение должно соответствовать типу переменной. Если запустить сейчас программу, мы ничего не увидим, хотя она запустится и проработает некоторое время. Для того, что бы увидеть значение переменной используется оператор вывода. Их два - "write" и "writeln". Они выполняют почти одно и то же. Синтаксис команды таков - "write('Фраза для вывода')"; (Некоторые компиляторы умеют выводить текст только на английском). Для того, что бы вывести несколько разных фраз они указываются в тех же скобках, но через запятую и в кавычках. Что бы вывести переменную кавычки не нужны. Отличие "writeln" от "write" в том, что первое после написания переводит указатель на новую строку.
Изменим нашу программу :
<pre>
var
i: integer;
begin
writeln('Привет!');
i := 10;
write('Ваше число - ', i);
end.
</pre>
Эта программа выведет фразу :
"Привет!
Ваше число - 10".
Но, допустим, мы хотим вывести число, которое сами вводим с клавиатуры. Для этого нам понадобится оператор ввода "read" (есть еще "readln", переводящий строку, как и "writeln")
Если переменных много, то синтаксис таков - "read(a, b, ... c);". Если она одна, то запятые не нужны. Усовершенствуем нашу программу:
<pre>
var
i: integer;
begin
writeln('Привет, сколько тебе лет?');
readln(i);
writeln('Восхитительный возраст - ', i, ':) А мне 1 год.');
i:=i-1;
write('Между нашими возрастами разница всего ', i);
end.
</pre>
Статья представлена сайтом www.rtf-nn.ru