Delphi уроки: Работаем с компонентом Shape
В этом уроке я покажу вам как с легкостью сделать летающий шарик у себя на форме. Ну что открываем Delphi, создаем новый проект. Нам понадобиться компонент Shape с закладки Additional и компонент Timer с закладки System. Кидаем их на форму, щелкаем по компоненту shape и меняем свойство shape на ctCircle теперь вместо квадрата компонент примет форму круга. Все на этом предварительные приготовления завершены начинаем кодить.
После ключевого слова var обьявлем 4 глобальные переменные типа single
PosX, Posy, VelX, Vely: single;
Создаем обработчик событий на форме (OnCreate) прост щелкнув по ней 2 раза мышкой. Между begin end; пишем:
Posx:=3;
PosY:=5;
VelX:=2;
VelY:=2;
На данном этапе мы присваиваем ранее объявленным переменным нужные значения.
Далее нам понадобиться создать одну не большую процедуру. После ключевого слова private пишем
procedure shar();
Нажимаем сочетание клавиш Ctrl+Shift+C и Delphi автоматически сгенерирует заготовку для нашей будущей процедуры. Забегая вперед открою вам не большой секрет, именно эта процедура и будет отвечать за полет шарика. Ладно немного отвлеклись, вставляем ниже приведенный код между словами begin end в нашей процедуре.
// Текущая координата шарика + скорость
PosX:= PosX+VelX;
PosY:= PosY+VelY;
// Что бы шарик не вылетал за границы поля по ширине
// Если X координата шарика больше ширины формы - ширины самого //шарика то
if PosX > ClientWidth - Shape1.Width then
begin
//X координата шарика присвоит значение ширина формы - ширина //шарика
PosX:= ClientWidth - Shape1.Width;
// Включаем заднюю скорость) или меняем значение скорости на минус
VelX:= - VelX;
end
else if PosX < 0 then
begin
POsX:= 0;
VelX:= - VelX;
end;
// Здесь по аналогии только работаем с Y координатой
if PosY > ClientHeight - Shape1.Width then
begin
POsY:= ClientHeight - Shape1.Width;
VelY:= - VelY;
end
else if PosY < 0 then
begin
POsY:= 0;
VelY:= - VelY;
end;
// Перемещаем шарик в пространстве
Shape1.Left:= Round(PosX);
Shape1.Top:= Round(PosY);
Сейчас не стоит пугаться процедура не такая уж сложная как кажется на первый взгляд. Если кто не понял что в ней происходит читайте комментарии в коде. Кратко поясню что-же за переменные использованы в процедуре
Переменные PosX и PosY хранят координаты положение шарика в пространстве, VelX и VelY отвечают за скорость его перемещения. ClientWidth, ClientHeight - ширина и высота формы. Shape1.Width ширина шарика.
Ну что справились с процедурой ?! Ладно едим дальше свойство Interval у таймера ставим 10, а свойство Enabled = true. Кликаем по компоненту timer два раза и в обработчике событий пишем имя нашей процедуры
shar;
На этом все, запускаем проект и наслаждаемся результатом. А вот что получилось у меня:
P.S. Не забываем подписываться на бесплатную мультимедийную рассылку.
Форма для подписки расположена с права и с лева.
До встречи DelphiExpert.ru !!!
Похожие материалы
- Delphi компоненты - VisSTProgressBar (ProgressBar в StatusBar)
- Распространение бесплатных программ delphi вместе с исходниками. Как способ делать деньги
- Учимся добавлять программу в автозапуск.
- Сохранить исходник HTML из TWebBrowser
- Аудио урок. Простой инструмент способный экономить гору вашего времени.
Последние из рубрики
- Delphi функции. Учимся создавать и вызывать.
- Аудио урок. Простой инструмент способный экономить гору вашего времени.
- Delphi уроки: Динамически (программно) создаем новую форму.